17:29 

Книжный флэшмоб 2018.

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Буду кратко писать про каждую из прочитанных книг - и периодически поднимать запись. : ))

1) С. Оксеник "Лесом, небом, водой. Книга 3. Инженер".
О предыдущих двух книгах трилогии можно прочитать здесь.
Что мне понравилось в третьей части: новая сюжетная линия, наша современная, головокружительно интересная, в духе шпионских романов. И Киев в ней очень узнаваем, и много точных наблюдений о людях, и отсылки на "Профессию" Азимова порадовали.
Что мне не понравилось: автор убил Помидору, "убил" одну из Лель, убил Любу, убил дочку и жену Губченка. Вообще, жестоко с женщинами обошелся. А Маричку Лысый у нас теперь вообще боится.
И да - все же я бы предпочла вариант, в котором Губченко сумел бы спасти свою историю. Чтобы Лысый и его история остались всего лишь версией реальности, которая так и не осуществилась.
Эта книга более жестокая, чем две предыдущие, и совершенно не сказочная, но при этом очень увлекательная. Не рискну сказать, что она для детей или даже подростков - слишком много горечи.
Замечательный язык, и видно, что труда в трилогию было вложено просто море. Но горько, несвободно. Может, как и в жизни, не знаю. Не хотелось бы воспринимать жизнь такой.
Стеб над Лесей Украинкой в деле, и снова - эти "чужие", опасные женщины. Если не жертвуют собой - чужие.

2) А. Левкова "Старшеклассница. Первокурсница".
Первые 90 страниц было очень интересно читать - вспоминалась собственная юность. У нас в школе тоже была 12-балльная система оценивания, например. И тоже учиться было ой как непросто. Правда, и поддержки со стороны педколлектива или одноклассников было куда меньше.
Потом меня начали изрядно утомлять парни главной героини. С 15 по 17, почти 18, лет, она будто только об одних парнях и думает. Они бодрым табуном маршируют по страницам и в конце концов надоедают хуже горькой редьки. В перерывах между бесконечными парнями и любовными страданиями (девушка 3 года не могла признаться в чувствах парню, с которым вообще чуть было не начала встречаться еще в начале книги) мы получаем хороший заряд современной реальности, присыпанный реалиями 2004 - годом выпуска героини из школы. Реалии актуальны, но в таком изложении превращаются в лозунги, грубеют.
Ира Р. сказала, что финальный парень героини, Лили, - картон картоном. По-моему, он единственный не имеет реального прототипа - чтобы героиня одна в конце не осталась (разве такой поворот сделал бы ее ущербной?). Он говорит именно то, что героиня хотела бы услышать, при этом для сюжета не имеет особого значения.
Героиня паршиво относится к женщинам. У нее много подруг, но как-то все мимо. В начале книги она утверждает - и мне это очень понравилось - что не хочет встречаться с парнем, который к ней неровно дышит, потому что в парня влюблена ее подруга. Потом выясняется, что дело не в подруге - он ей сам по себе не нравится. Хотя она честно проверяла, получится с ним что-то или нет. Еще одна подруга оказывается совершенно необязательной - "я уже не так к ней привязана", а одна, к которой авторка с самого начала относится с неприязнью, в дальнейшем целых полтора месяца встречается с тем чуваком, которому героиня все не решалась признаться. Вот вам и причина изначальной неприязни. Еще одна девушка предстает обманщицей, которая чуть ли не в секту заманила (по факту - ничего похожего, там и правда сама героиня протупила), соседка по комнате не моет посуду, и только киевская подруга идеальна - потому что никогда не спорит, наверное. Впрочем, в сюжете ее роли тоже нет. Реальных подруг в нем меньше, чем размышлений о парнях. И, конечно, меня не могло не задеть, как героиня высказалась про нежно любимую мной Скарлетт О'Хару.
Роман построен как дневник, без сомнения, литературно обработанный. Но по сути это мемуары, а не художественная литература.
Очень классная старшая сестра у Лили. Мне бы такую)) И метод лечить нервы посредством сала и соленых огурчиков - определенно наш, сама так поступаю.
В романе есть Киев и есть универ, в котором я училась. Это правда наш универ - я поступила в него на три года позже, за это время мало что изменилось.
Еще там есть фраза в духе - женщина, ясное дело, должна быть умной, а не глупой, иначе не стать ей женой умного мужчины. Так ум нам только для этой цели нужен?! Есть много возмущений сутью успеха - типа, вот зачем успех, нет золотой медали - и не надо, каждый важен на своем месте, не хочу я за границу, я, может, просто хочу быть хорошей мамой. При этом деньги как составляющая успеха не осуждаются.
Конечно, каждый человек вправе сам решать, кем ему быть. Но как-то эта мысль в романе теряется, за всеми осуждениями успеха как такового. Тут бы поправить идею, проговорить ее иначе - не успех осуждать, а попытки его добиться, занимаясь тем, что не нравится. Но в романе идея читается в другом виде: и карьеристы тут гады, и перфекционисты неправы, и, получается, успешные люди = плохие люди. А это не так. И вообще, очень много оправдания себя за счет других. Нет попыток понять другую сторону. Затравить кого-то вместе, выселить - это хорошо.
Многие моменты повисают в воздухе. Даже для олитературненных мемуаров - странно. В мемуарах "Черный - это цвет" Гризелидис Реаль совершенно другой размах, там есть живые люди, роман проникает в читателя, запоминается, трогает. Гризелидис можно понять, она затрагивает общечеловеческие темы, у нее потрясающий жизненный опыт.
Анастасию Левкову, притом, насколько, казалось бы, близки наши реалии, я понять не могу.
Наверное, просто потому, что я не целевая аудитория для книги.

3) Л. Даймонд "Сладкое искушение".
Любовный роман? А ничего подобного - таково мое финальное впечатление об этой книге. С литературной точки зрения это, несомненно, комплимент. С другой стороны, я ожидала от романа большей легкости... но итог меня более чем устроил.
Это история о том, как три очень разные женщины решили похудеть. Причины у них тоже были разные.
Поначалу я сильно боялась, что авторка сведет все к "люди с лишним весом и сами лишние в этом обществе", были такие опасения. А ничего подобного! Тут убедительно, в пределах нескольких сюжетных линий, показано, что парни, которым нравятся девушки исключительно фотомодельной внешности (главный и единственный критерий), обычно ничего, кроме этой самой внешности, и не видят, женщины не интересны им как личности, только как бесплатные приложения к их эго, которых можно всячески обижать и использовать. Сам факт наличия фотомодельной фигуры не поможет стать счастливой, в том числе в личном плане.
Еще показано, что занятия спортом, или танцами, или посещения гимнастического зала могут добавить уверенности в себе. А с возникновением уверенности все дела начинают ладиться - бизнес, отношения, самоуважение на постоянной основе. Очень важно любить и принимать свое тело, упражнения - лучший способ эту любовь проявить.
Авторка правдиво показывает риски для худеющих женщин - например, неприятие со стороны прежних друзей и возлюбленных, которым нравилось общаться с полной женщиной именно как с неуверенным в себе человеком, на фоне которого они бы выгодно смотрелись. Когда появляется самоуважение, вместе с ним возникает и чувство "я достойна большего", и новые знакомства. С теми, кто будет хорошо относиться, а не удовлетворять свое самолюбие.
В общем, решение похудеть в книге для трех героинь - это не попытка соответствовать запросам общества, а, напротив, решение выйти из своей скорлупы, ниши комфорта, перестать прятаться, заявить о себе и зажить новой, лучшей жизнью.
Роман непросто читать, местами это вполне себе драма. Там не только о похудении и парнях, много семейных и рабочих моментов. Но в конце все получают по заслугам.
Мизогиния. В книге есть аж две противные начальницы, обе, разумеется, стройные, и авторка не забывает достойно наказать обеих. Недостойных мужчин в романе тоже двое, но их страшная месть авторки не касается. Подозрительно.
Советую этот роман, особенно если вас интересует проблема похудения. Только осторожно - после чтения могут сниться кошмары :)

4) Г. Каттнер "Мы — Хогбены".
Вместо монографии про японскую поэзию, изданную за счет Японского Фонда, читаю Генри Каттнера - по совету Сергея Семеновича. Просто удивительно, как фантаст Каттнер, вдохновивший Роджера Желязны на "Хроники Амбера", прошел мимо меня.
Цикл рассказов про семейство Хогбенов, обладающих сверхспособностями и маскирующихся в американской глубинке, по-моему, больше рассказывает о самой глубинке, чем о Хогбенах. Люди тут раскрываются куда ярче мутантов-сверхлюдей и, увы, не с самых приятных и цивилизованных сторон.
Хотя рассказы по факту юмористические, я бы скорее назвала их грустными.
Сергей Семенович сравнивает стиль Каттнера с О"Генри. И правда, очень похоже.
Мне общий абсурд еще напомнил "Гы-гы-гы" Винничука и... "Гинтаму", что греха таить. В аниме вообще много похожих по стилю пародий.

5) Н. Гербиш "Теплые истории к кофе".
Взяла у Иванки две книги Н. Гербиш, чтобы вдохновиться на серию "Теплые истории" как авторка. Так они у меня и лежат, уже несколько месяцев. Надо исправлять упущение.
"Теплые истории к кофе" - чистой воды флафф. Сборник небольших, максимум на 5 ст. каждая, зарисовок - об отдыхе, о работе, о мужчинах. И непременно - о кофе.
Это именно что наброски характеров и событий, без четкой проработанной фабулы, но хорошо сделанные, душевные и местами на диво точные. После прочтения остается ощущение тепла. А вот конфликты, как в настоящем флаффе, встречаются редко.
Вдобавок каждый рассказ иллюстрирован авторским фото - на дайри из таких часто режут уютные аватарки.)
Мои любимые зарисовки из сборника - "Кофе от Карлсона" (за образ персонажа), "Кофейные пятна в старом блокноте" (за психологичность снов, их глубинную жуть), "Латте с ароматом блюза" (за вечеринку по работе), "Письмо из-под трех пледов" (за щемящее ощущение близости и тепла), "Учительница рисования" (за оч созвучную мне мысль - творчество нельзя как-либо ограничивать). Жалко, что у меня не было такой учительницы рисования в школе.

6) Н. Гербиш "Теплые истории к шоколаду".
Книжка меньше и проще, чем "Теплые истории к кофе". Меньше художественности, больше блоговости - похоже на мемуары или путевые заметки, причем не только первая часть, которая официально путевыми заметками и является.
Мне очень нравится позитивный взгляд авторки на жизнь. Вместе с тем немножко ей завидую - по зарисовкам она воспринимается очень... защищенной. Живущей в стабильном "хорошо".
Самая сильная часть книги - третья, "101 счастливая бусина". В семи главах - вполне реальные советы, как сделать свою жизнь более счастливой, например, выкладываться на работе на полную, но после работы на полную отдыхать, и думать забыв о сроках и дедлайнах. Держать спину ровно. Рисовать. Делать себе приятные подарки. Завести толстую тетрадь и каждый день записывать в нее все, что по-настоящему порадовало, сколько бы его ни было. Чаще прибегать к водным процедурам. Бывать на свежем воздухе. Советую почитать.
Финальный рассказ этой части книги, "Рождественская встреча", показался мне самым сильным в сборнике из не-мемуарных. Тоже флафф :)
И да - ссылка на фото страницы из книги для всех, кто сомневается в "правильности" и "литературности" слова "авторка": вот.

7) С. Оксеник "Убийство пьяной пионерки".
Роман совершенно не соответствует названию. Он - про советское прошлое, про сладкую ностальгию молодости - и железные зубы того времени, жестокие и бессмысленные, к сожалению, во многом свойственные человеческой природе. Есть в романе очень верные слова - о том, что люди могли бы прекратить убивать, если бы за убийствами стояли какие-то разумные причины. Тогда причины можно было бы просто устранить, и все. Но то, что растет в нас, вырвать с корнем не получится. Разве что постепенно изменять.
Шикарный язык, как всегда у Сергея Семеновича. Очень много любви к времени, которое он разумом осознает как ужасное... потому что в любом времени есть место человеческому, достойному любви.
Еще это книга про взросление. Не только отдельно взятого человека. Взрослеть всегда больно, даже если отчасти.
Наверное, лучший среди романов автора.
Презентация этой книги, 17 апреля 2018 года, была последней при жизни Сергея Семеновича. Теперь мне есть кому посвящать собственный следующий роман.
И есть отчего еще повзрослеть... пусть слово "взрослый" в книге - совершенно справедливый аналог страшного оскорбления.))

8) М. Иванцова "Ключи от лифта".
Книгу захотела прочитать после мастер-класса, который пани Мила провела для конкурсантов "Зоряной фортеци". Начало у романа вполне фэнтезийное - предсказание будущего, которое изменяет жизнь преуспевающего мужчины. Основные события происходят в современном Киеве, флэшбеки преимущественно - за границей. Причем посвящены они не мужчине, который получает предсказание - его, кстати, зовут Игорь. Игорь и его невероятно милый, безопасный приятель, понимающий художник Левушка, недаром с сестрой, - они второстепенные персонажи и не так интересны. В центре истории - уверенная Лиза и боевая Оля. Лиза - из Киева, Оля - из села. Обеим пришлось в жизни несладко, но они смогли поддержать друг друга. Живут вместе, с дочкой Лизы Ясей, и отношения друг с другом им важнее мужчин, которых обе более чем навидались.
Эпизодический, по сути, Левушка может стать другом их семьи именно потому, что безопасный. А может и не стать. Потому что у этого романа два финала, на выбор - в лучших традициях фиков, где все можно обыграть разными способами... или игр.)
Пани Мила говорила, ее аудитория была не в восторге от разных финалов, и вообще роман не восприняла. А мне именно эта вариативность дико понравилась, она придала роману глубины. Еще в нем нет депрессняка, самые мрачные события преподаны с просветом в конце туннеля. После прочтения остается светлое чувство, но и задуматься есть о чем. Не пустышка. И без соплей - в книге есть намеки на романтику, но, что меня невероятно порадовало, никакого однозначного хорошего конца и "каждой твари по паре". Ни в одном из финалов. Кисимото и Кубо надо учиться у пани Милы.
Понравилось, что авторка не стала ломать характеры персонажей. Игорь остался бизнесменом-эгоистом, Левушка - мечтательным своим в доску парнем.
Очень сильный момент с пожертвованиями и взаимоподдержкой в конце. Очень. Этим спасемся.
Понравилось, что внимание в основном уделено персонажкам, и что "плохой" конец - он о том, что было бы, не встреться они на пути Игоря. Тогда его точно ждала бы смерть. В романе - буквальная, но мы можем трактовать все и метафорически.
Книга намного глубже, чем я ожидала поначалу, с милым хомячком, с хорошим языком. Прочиталась влет, оставила приятное послевкусие. Не знаю даже, можно ли назвать ее жанровой литературой. На сентиментальный роман не тянет, да и на любовный тоже. Для детектива не тот тип интриги.
Я бы сказала - этот роман "феминистический". Не в плане громких лозунгов, а в плане того, как тут показаны женщины и их отношения. Друг с другом - куда важнее и надежнее, чем с мужчинами.
Пани Мила крута.
Всем советую.

9) Л. Демская "Лето психиатра".
Эту книгу мне подарили - вместе с заказом на рецензию :)
Саму рецензию можно прочитать здесь на сайте газеты "День" или непосредственно в газете, номер 81-82 2018 года - пятница-суббота.
По жанру - самый что ни на есть настоящий детектив. Я бы нарастила на него немного "мяса", но читается оч интересно, захватывает на ура, и оч современный герой там. И без откровенной мизогинии. Жалко, что маловат.

10) О. Клеон "Кради как художник".
Решила передать книгу Наталье - по совету самого Остина Клеона, который на последних страницах рекомендует ее кому-нить подарить.
Это не единственная книга, которую хочу завезти Наталье, впрочем - чистка книжных завалов продолжается, спасибо большое всем, кто помогает с этим нелегким делом)
Попутно что-то дернуло меня книгу перечитать. Она воспринялась совершенно иначе!
Важна для всех людей творчества, но, думаю, фанфикеры точно найдут что-то свое. Очень советую купить и прочитать - книга оформлена так, что текст усваивается на раз-два, ее просто приятно держать в руках.

Несколько важных мыслей, выжимка-эссенция для личного пользования:

1. Ничего оригинального не существует. Стремление к абсолютной оригинальности - главное заблуждение дилетанта. В музыке ограниченное количество нот, в литературе - сюжетов. Весь вопрос в том, как их скомбинировать и какую энергию вдохнуть.
Каждая новая идея - всего лишь смесь прежних идей. Хороший пример - генетика.

2. Вдохновляйся только тем, что находит в душе живой отклик.
Учиться можно у тех, кем восхищаешься - по их работам (книги, картины, фильмы и т.д.)
Учиться стоит постоянно - тут поможет гугл и непрочитанная библиотека. Иногда она важнее прочитанной. Стремиться изучать не надо - просто учиться.

3. Блокнот, ручка, папка для украденного - то, что поможет творцу.

4. Понять собственную природу человек способен, только делая что-нибудь. Поэтому нечего ждать, пока разберешься в себе - твори сейчас.

5. Играй, пока не начнешь творить - притворяйся тем, кем хочешь быть, пока и правда им не станешь. Все начинают как копии, а потом становятся оригиналами.

6. Копирование - не плагиат, а реконструкция. Рука человека не способна создать идеальную копию.
Копировать нужно тех, кем восхищаешься. Не их стиль, а их образ мыслей. Если просто скользишь по поверхности чужого творчества без понимания его истоков, твои работы всегда будут просто подделками.

7. Обрести свой голос можно только заимствуя его у других людей и делая собственным. Это - твое начало. Потом, когда-нибудь, кто-то поизаимствует и у тебя.
Имитация не ценна сама по себе. Ценностью становится трансформация чужих работ в нечто, присущее только тебе.

8. Пиши о том, что знаешь любишь. У меня есть такая аватарка - родом она именно из книги Остина Клеона) Только сейчас поняла.
Писать о том, что знаешь - порождать ужасные истории, в которых не происходит ничего замечательного.
Мы занимаемся искусством, потому что любим искусство. Вдохновляемся теми, кто создавал подобные работы в прошлом.
"По сути, любое художественное произведение - это фанфикшн" (с) Остин Клеон.
Потому писать стоит о том, что нравится. Данный принцип применим и к личной жизни, и к карьере. Каждый раз, когда не знаешь, что делать дальше, просто спроси себя: "Какая история была бы лучше этой?"
Подумай о своих любимых произведениях. Чего не сделали их авторы? Что могли сделать? Если бы твои любимые авторы собрались под одной крышей и начали творить, что могло бы получиться?
Пойди и сделай это.
Делай именно то дело, которое хочешь видеть сделанным - для себя.

9. По-настоящему успешными бывают только побочные проекты - которые ты делаешь "для развлечения".
Поэтому лучше всего иметь несколько проектов. Продуктивное откладывание - когда один проект надоел, отложи его на время, переходи к следующему, пока и тот не наскучит. И так по кругу.
Не жалей времени на безделье.

10. Цени все свои таланты, делай что-то в разных сферах. Не занимайся только одной.
Это поможет тебе найти внутреннюю гармонию.

11. Для успеха понадобятся: любопытство; выдержка; доброта; готовность выглядеть глупо.

12. Держись поближе к талантливым людям. Учись у них. А если окажется, что самый талантливый человек в окружении - это ты, настало время сменить окружение.

13. Злость надо направлять в творчество. Хороший стимул для работы - и никаких ссор.
Говори только хорошее о друзьях. Врагов игнорируй.

14. Интернет-общение обязательно, но его нужно дозировать с моментами уединения, когда можно поработать.
То же с путешествиями - дают новые идеи, но нужно и постоянство.
Свой мир, но не закрытый. Разная среда.

15. Наслаждайся безвестностью и возможностью экспериментировать, пока можешь.

16. Не ищи одобрения.
Чаще всего кажется, что по-настоящему хорошая работа не стоила ее создателю никакого труда. Просто никто не знает, сколько времени и усилий за этим стоит.
Учись чувствовать себя комфортно в атмосфере неприятия и непонимания, пренебрежения или игнорирования. Секрет - быть настолько занятой, чтобы просто ничего этого не замечать.
Собирай хвалебные отзывы в легкодоступное место, чтобы в минуты сомнений было к чему обратиться, чем себя подбодрить.
Негативные отзывы - сразу в топку.

17. Скучность и последовательность в повседневной жизни помогает накопить то огромное, колоссальное количество энергии, которое требуется для творчества.

18. Пока у тебя нет денег, они не подскажут, что с ними делать, куда двигаться дальше. Зарабатывай.

19. Календарь - отмечать количество сделанного.
Бортовой журнал - творческий дневник, писать о приятных моментах.

20. Хороший брак - крепкий тыл.

21. Творчество - умение вычитать.
Ограничения важны.
Принять свои ограничения и двигаться вперед.
Полная свобода мысли убивает творчество!

А еще - очень важно высыпаться и гулять.


11) Н. Лапина, С. Горбань "Если одолеешь проклятие".
В этот четверг, 7 июня 2018 года, была на церемонии награждения "Коронация слова 2018", самого престижного украинского литконкурса.
Уже в четвертый раз награду в одной из номинаций "Коронации" получила Светлана Горбань. Три раза до этого они получали награду вместе - Светлана Горбань и Наталья Лапина, сестры из Львова, соавторки фэнтези, издававшегося в том числе на русском языке.
Я о них узнала совершенно случайно - прочитав завалявшуюся тонкую фэнтези-книжку, роман 2006 года издания, купленный на одном из "Медвинов", где-то в 2010-ом году.
Необычное фэнтези. Тут сильно и ярко выражен артурианский миф, про истинного правителя, в котором нуждается земля. Но этот миф не завершен, история обрывается на самом интересном месте. Изгнанная правителем бывшая возлюбленная, которая до этого была насильно выдана за сына правителя предыдущего, была похоронена с ним, когда он умер, но выжила, вернулась к любимому, который успел совершить переворот, и... оказалась беременной. От кого она беременна - авторки умалчивают. Зато ярко показывают - она попала в новый мир и выжила. А значит, ее ребенка, вероятнее всего, ждет будущее того самого истинного правителя: король Артур тоже рос в изгнании. Мать короля Артура тоже была изнасилована его отцом, Утером. Другое дело, что долго она после этого не прожила; здесь все не так. Авторки любят своих персонажек.
Самый интересный и неожиданный лично для меня поворот романа: влюбленные друг в друга чародей и чародейка из фэнтезийного мира, он - благородный, она - простушка, отказывается от вражды, и потому попадают в наш мир. Проклятие такое.
Они оказываются в украинском городе, подозрительно похожем на Львов. Им предстоит найти и узнать друг друга. Это непросто - они должны сначала примириться с личностями людей, в тела которых попали, и помочь этим людям изменить жизнь к лучшему. Чародей вдобавок попадает в тело алкоголика, которого лечат в психушке, методом подселения в его разум еще одной личности - умирающего от рака академика.
Словом, невообразимое сочетание фэнтези и фантастики с лишенным привычных для него штампов любовным романом. Это сочетание и делает книгу настолько привлекательной. Не помню, встречала ли еще где такой смелый эксперимент.
Интересно, что незавершенность мифа про истинного правителя не воспринимается здесь неправильной. Конкретнее в этом романе важнее оказывается любовь - причем любовь по-разному заряженных "частиц"-персонажей. Чародейка-то у нас изначально "хорошая", а чародей - "плохой". У авторок с сильными персонажками все как надо :smirk:
Единственное - первые страниц сто втянуться сложно, пока эксперимент не вступил в действие. Читательские ожидания в это время очень тоскливые. Зато потом они рушатся, эти ожидания, и начинаются чудеса!
Может, начало было написано намного раньше.
Да, и это - ненавязчиво славянское фэнтези, без идеологии "а наше все равно сверху", штрихами.
Жалко, что авторки написали так мало, и оно все настолько труднодоступно.

12) Издрик "3:1".
Когда-то читала, но ничего не помню, кроме как про мудаков. Перечитала по случаю передачи Наталье.
Почему такое название у книги - неудивительно. В ней собраны три прозовые произведения Юрия Издрика: "Остров КРК", "Воццек", "Двойной Леон".
Издрик пишет постмодерн. Другими словами, это стихи, облеченные в прозу. На первом месте образы и эмоции.

"Остров КРК" - повесть-рассказ про любовь лирического героя, почему-то потерянную. Здесь есть безмерное обожание женщины - одной, и безумно-веселая любовь, не знающая границ.
А еще тут есть взгляд на всех до единой женщин, кроме любимой, как на секс-объекты. На личности - пофиг. С мужчинами не так.
И трупик котенка, который лирический герой победно находит в конце, не добавляет "Острову" очарования.

"Воццек" - это уже серьезнее. Это уже точно повесть, и - кто бы мог подумать - снова про потерянную любовь. Симптомы очень похожи на "Остров КРК", только в большем объеме, с большим художественно-прозаичным мастерством. Женщины - не личности, это уже однозначно. Женщины - все как одна Мириам, желанные или отвратительные, но все равно желанные. Даже возлюбленная А. в итоге Мириам.
Мы, наконец, узнаем, почему лирический герой свою возлюбленную потерял. Этот ревнивый мудак так измучил ее своей ревностью, что она его послала. А потом он, гордый собой, не пожелал мириться. И стрррадал. Вот, по сути, и все.
В повести есть глава, которая так и называется, "Про мудаков". Она совершенно шедевральна. Это - монолог лирического героя, который сводится к тому, что мудаки очень даже ничего, и вообще - это практически все человечество. Помню, на курсе современной украинской прозы преподавательница, Леся Пизнюк, зачитывала эту главу нам вслух. Разумеется, после такого странно было бы не заинтересоваться))

"Двойной Леон" еще серьезнее. Его можно назвать романом - и наконец-то не любовью единой, хотя завязка опять - несчастливая любовь. Но она быстро забывается под наплывом-нагромождением всего, что скопилось в мозгу автора и что теперь рвется наружу. Если довести до ума каждый клочок и обрывок, который рождается в писательских блокнотах, но никак и ничем потом эти клочки не объединить, при этом собрать их вместе, сшить, будто кожу и кирпич, дерево и бархат, и заявить, что преотлично и прелогично на самом деле смотрится - получится "Двойной Леон". Киллер-Леон, блаженный. На самом деле его много - больше, чем два.
Чего тут только нет - стихи, анекдоты, типа-притчи, стилизованные сказки, отрывки из пьес, элементы сентиментального любовного романа с повествованием от первого мужского лица, а потом с описанием тех же событий - от экзальтированного первого лица женского, рисунки, энциклопедические (вроде бы) статьи, цитаты из песен, иногда на польском и английском, элементы мемуаров, с диалогами, которые в исповедальных "Острове КРК" и "Воццеке" не ночевали даже, элементы "старого" авторского стиля, кусочки, написанные этим стилем и лично выделенные самим автором, путевые заметки, куски текста без знаков препинания вовсе - или с избыточным количеством, например, запятых, по нескольку запятых одна за другой: ,,,, вот так. И групповая психотерапия, и попытки лечиться - может, от любви. Или от СПИДа. Или от чего-то более банального, может, насморка.
Жизнь полнится ничем не объединенными историями. Их мы и видим в романе, искусственном даже в большей мере, чем романы с сюжеткой, и наполненном множеством деталей-деталек-подробностей, которые заслоняют несуществующую историю, оказываются важнее, чем она сама.
"Вонючие носки" в романе есть, но автор сам дает им такое определение. "Двойной Леон" - запутанная штука, но тут есть выбор в пользу жизни и нет молодой жестокости, в первую очередь по отношению к загадочно-пугающим женщинам, которых можно унижать на словах, но на деле - они "ничьи" и всегда такими будут. Неприступными, чужими, опасными. То есть, это в "Острове КРК" и "Воццеке" женщины такие. В "Двойном Леоне" - нет. Автор понял, что "женщины - тоже люди" (с).

"3:1" очень хорошо показывает стадии взросления Издрика как автора.
Если читать - то ооочень медленно, по паре страниц в день. Иначе есть шанс не осилить, пропустить, проскользить. А тут дьявол в деталях.
Не вполне моя чашка чая, но классный язык и вызывает живую реакцию. Не зря перечитала.

13) "Мотанка. Антология украинской женской драматургии".
Книгу дала почитать Наталья. Издана она ограниченным тиражом, на деньги благотворительного фонда, что подталкивает нас к логичной мысли - драматургия здесь современная. 20 пьес 20-ти авторок... вернее, 19-ти авторок и 1-ого автора, скрытого под женским псевдонимом. Наталья заманила меня читать эту книгу именно чтобы проверить, угадаю я или нет, которая пьеса "мужская". Хотя точно мы обе этого не знаем.
Предполагаю, что автор-мужчина скрывается под псевдонимом Мирославы Росович, пьеса "Визит капитана". Во-первых, взгляд на женщин. Во-вторых, Мирослава Росович - единственная персоналия, краткой биографии которой я в конце книги не нашла. Нет сведений, которые можно проверить.
Пьеса сама по себе слабовата. Автор точно не знал, о чем говорить, поэтому закосил под постмодерн.

Самая сильная пьеса в сборнике - "Калина и псоглавцы" Надежды Марчук. Надежда - с детства инвалидка первой группы, ходит с костылями. Эта ее пьеса в 2007 году победила в "Коронации Слова", как и "Мавка" 2005 года.
Пьеса задевает за живое, заставляет поверить в то, что раньше казалось пустыми лозунгами. Потому что авторка - верит. Голод - это ужасно. Любые идеи ничерта не стоят в сравнении с умирающими от голода детьми. Это нечеловеческие идеи, если они даются такой ценой. А постоянные подозрения, предательства, жертвой которых может стать кто угодно?
Сильнее всего - воля к жизни, не столько физическая, сколько духовная. Сила духа. Но нельзя забывать о материи - без нее духу не в чем воплотиться.
У пьесы - уровень Леси Украинки, лучшей драматургини, которую я читала. И тоже - вроде бы рифма.

"Покушение на убийство" Дарины Березиной - еще одна прекрасная пьеса, трагикомедия. Про 75-летнюю старушку, бывшую завкафедрой. До чего же она отвратительна, с постоянным взяточничеством и "муштрой" преподавательниц и аспиранток, не говоря уже о студентах. Фе! Ужасающе реалистичный образ, постсоветский. А ее маменькин сынок? Уф!
Конец на этом фоне просто очарователен. И "Сообщество мертвых поэтов", фильм, который я давно хотела посмотреть, нам его еще на 3-4 курсах универа советовали, - он тут упоминается не зря. Благодаря пьесе и фильм заценила, мб, как-нить позже напишу.

Кратко об остальных:
"Качели" Анны Багряной - пробивает на слезы, все умерли. Жестокая по отношению к женщинам пьеса. Козлы они, все мужчины бедной Софии, и 3 члена ее "реверсного гаремника", и сын.
Высшее проявление силы - не умереть с благородной целью, а жить долго и счастливо. И благородных целей достигать.

"Я хочу жениться..." Татьяны Гоцак - решил, значит, ГГ жениться. Уже три года живет со своей бухгалтеркой, Валентиной, но она забеременеть не может. Встречает Ирочку, 19-летнюю, влюбленную не в него, а в юного Олега. А еще есть Катя, с взрослым сыном, одноклассница ГГ, в которую он когда-то был влюблен.
Два финала на выбор - герой остается с Катей и принимает ее сына или Ирочка, забеременевшая от Олега, быстро выходит за ГГ замуж. Второй финал авторке кажется куда более реалистичным. Мне - тоже.
Валентину очень жаль. Гад он, ГГ этот. Впрочем, авторка мучит его на славу.

"На куличках" Катерины Демчук - без знания контекста, в котором пьеса была написана, в ней сам черт ногу сломит. Это явно аллегория, почти про короля Артура: королевство с королем-инвалидом, еще и тираном, который когда-то был в королевстве гостем, но убил предыдущего короля и теперь велит убивать гостей; гость, который хочет выбраться живым; дамы и вальты - придворные, названные по разным мастям; всезнающий шут, после удара часов провозгласивший себя королем, и старый Блысь, сумасшедший король, который все же возвращается в финале. Спятившее королевство, чудом спасшийся гость, король, который не против быть шутом.
Без контекста такую пьесу не поймешь.

"Идзанами" Татьяны Иващенко - если кратко - француз, торговец шелкопрядами, и японский самурай так выбесили своих жен, что обе послали их к чертям. Прекрасная японка Асагао вознеслась к Аматерасу, не сбросилась с обрыва, о нет. Прекрасная Мадлен вовсе не умерла от лихорадки - она стала дорогой куртизанкой мадам Бланш. А может, была ею с самого начала? Просто ее идиот-муж, не находивший в своей жене "страсти", на самом деле никогда ее не знал.
Без жен мужчины несчастны. Но понимают, что сами виноваты. Они готовы смириться и принять новое положение вещей - то, при котором женщины свободны.
Прогрессивная пьеса, хотя, как по мне, оч грустная, без перчинки.
Японские слова явно были изначально написаны на русском.
А еще тут есть полторы страницы А4 восхитительно поэтичной НЦы, написанной Мадлен.

"Удивительная и поучительная история Каспара Гаузера, которая была сыграна труппой итальянских актеров в славном городе Нюрнберге накануне Рождества 1836 года" Алены Клименко - это пьеса про Иисуса Христа. Да, Каспар - это Иисус. В современности Его бы тоже убили, говорит нам авторка.
Интересный прием - пьеса в пьесе; и пьеса про Каспара оживает, потому что он играет сам себя. И умирает.
Мрачно.

"Я та кукла" Светланы Лелюх - монопьеса, рассчитанная на старенькую кукольницу и ее куклу. История трагической любви.

"Буна" Веры Маковий. Бррр! Старушка, которую все называют Буна, прожила такую жестокую жизнь, что теперь мордует молодежь и портит жизнь им. Когда молодежь валит за границу - это типа плохо. Сидите в ужасных условиях, позволяйте над собой издеваться. Ведь Буна - святая.
Ужас, а не пьеса. Тут искаженный посыл - одобрение железного занавеса, просто на новый манер, современный.
Порядок, который Буна якобы защищает, давно рухнул. Нафиг зомби.
Самое ужасное - узнала от Натальи, что эту пьесу ставили в нашем универе. Кошмар какой.

"Успех" Ольги Мурашко - современная история про то, как нелегко жене миллионера смиряться с его прихотями. Ну и посылает она его нафиг в итоге, и вовсе не потому, что встречает молодого спортивного бизнесмена Степана. Степан слабее ее, Ларисы, он сам следует за ней, когда она едет от мужа подальше. Любовь. Здорово сделано.
Друг Ларисы, гей Тося, - оч живой и симпатичный персонаж. "Мужчины делятся на два типа - или гей, или пидорас" (с). Не могу согласиться, но звучит... интересно.

"Голос тихой бездны" Неды Нежданой. Еще одна пьеса про голод. О том, что любовь к ребенку - сильнее всего, что может быть. Спасибо авторке, что вознаградила эту любовь и ребенок все-таки выжил.
Тоже монопьеса. Классная.

"Корчмарка" Светланы Новицкой - ну чего же только в смерти все ОК, а?! Слабо найти гармонию с теми, кто жив? Слабо построить свое, лучшее?

"Осенние цветы" Александры Погребинской - о том, как тяжко сидеть всю жизнь на родительской шее. Когда родитель умирает, мир превращается в сущий ад. Страшно выйти из дома - и его дочери, и ее мужчине. А второго ее мужчину, молодого, 20 лет отроду, женщина нечаянно убивает.

"Корень розы" Надежды Симчич - добрая сказка. Рыцарь не женится на принцессе, не получает ее в награду - он ей служит, она - дама его сердца, недосягаемая. Рыцарь не побеждает дракона - его побеждает принцесса. Испугавшись ее, дракон улетает. Впрочем, на его поиски направляется верный служитель дракона, Драконолюб Пятый. Так что история, возможно, еще не завершена.

"Богдан-2014" Ксении Скорик - еще одна монопьеса. Современный Богдан Хмельницкий - какой он?
Пьеса-откровение, скорее всего, была написана одним куском. Болело. Но того, что кроме боли, попытки заглянуть глубже, увидеть больше, - нет.

"Ночь Элеоноры День" Оксаны Танюк - классная штука про раздвоение личности. Эля и Нора - они ведь один человек. Нора, шпионка, отказавшаяся от своего ребенка, "агент Таракан", "княжна Тараканова", с манией преследования. Но она все еще жива.
Чистая Эля - нет.

"Refuge ("Убежище")" Любови Цукор - еще монопьеса. Девушку кто-то преследует поздно ночью, она тем временем вспоминает о том, как из-за гордости рассталась с любимым. Ого, да это он ее и преследовал. Ну оч-чень неожиданно.
Авторка делает вывод - на самом деле, если бы ее кто-то преследовал, то, скорее всего, это закончилось бы куда трагичнее, а возлюбленный в это время терзался бы куда более прозаичными проблемами.
Прекрасно сказано, что ни одна женщина не подстерегает мужчин с ножом на темной улице, и что ни один мужчина не боится выйти на улицу из-за опасности встретить такую вот коварную маньячку.

"Страсти по Юродивому" Лидии Чупис. Авторка написала всего 4 драмы, все рифмованные. Это - одна из них, на околохристианскую тематику.

"Кричат какие-то птицы" Анны Яблонской. Писала на русском, погибла в 2011 году в результате теракта в аэропорту Домодедово. В Москву прибыла для того, чтобы получить литпремию "Личное дело - 2010", которую ей присудили за пьесу "Язычники".
Эта, маленькая пьеса, всего на 2 ст. А4, переведена на украинский Недой Нежданой. Она про предательство - и про переворот.

В целом, такой вывод: в большинстве своем пьесы намного слабее рассказов. Чисто текстово. Упор делается не на текст, а на игру актеров. Она, типа, все вытянет. Вот такая синестезия - и командная работа одновременно.))

14) Е. Салмина "Демон Нотр-Дама".
Книгу купила случайно, году этак в 2009-2010. Даже помню, сколько она стоила - 15 грн. Были же времена)
Руки прочитать дошли только сейчас - притом, что как минимум моя мама прочитать ее успела. Может, и еще кто-то, точнее не помню.
Серия, в которой книга издана, называется "Магический детектив". Магический недаром - все завязано на экстрасенсорных способностях главной героини, которая, кто бы мог подумать, работает в рекламе. Все экстрасенсы в наше время занимаются продажами.
Было очень интересно читать про сотовые телефоны, пополняемые карточками, и пейджеры. И о том, как героиня заблудилась в незнакомом районе... и даже не подумала о гугл-картах или чем-то вроде.))
Всего 10 лет прошло, а как все успело измениться. Впрочем, машины и бизнес тут описаны на вполне современном уровне.
Книга очень легко читается и оставляет по большей мере позитивные эмоции. Это ее огромный плюс. Кажется, в последнее время я привыкла к "серьезным" книгам, сквозь которые нужно в буквальном смысле слова прогрызаться. А ведь это ни с чем не сравнимая магия - удовольствие от чтения.
Много вопросов к смысловому содержанию - во-первых, слишком много влюбленностей на квадратный метр. Во-вторых, конец не шибко логичный, первые страниц 200 было читать много интереснее, чем последние 100. В-третьих, это круто, что ГГ, Ольга, большую часть романа ходит без своих способностей, но когда она их возвращает, ее тревога о проблемах с милицией выглядит просто смешно. Она ведь практически всесильна - вот он, вред такого положения.)) В-четвертых, лично мне не понравилось, что Ольга сначала отвергала влюбленного в нее Игоря, а потом вдруг резко преисполнилась к нему благодарности. Вообще, в книге очень много возвеличивания мужчин - или и вовсе вживания в их шкуру. Героини на этом фоне меркнут, становятся барышнями в беде, причем на сюжетном уровне, когда это совершенно не обязательно. Отдают инициативу. Спору нет, когда отдаешь инициативу и при этом тебе везет, - бита будешь куда меньше. Но не ты решаешь.
Ольге дозволено проявить инициативу только в том, чтобы спасти свою подругу Дашу. И вот этот момент мне, кстати, очень понравился. Импульсивность Даши в личных отношениях - не очень. Внутренней логики текста не хватило.
Хотя в целом сюжет сплетен логично, профессионально и видно, что с большим кайфом.
Можно прочитать, если ничего серьезного не хочется.

15) А. Кристи "Отель Бертрам. Рассказы".
Старая книга, еще 1989 года. Вывезла ее с дачи лет в четырнадцать. Рассказы читала еще раньше, роман "Отель Бертрам" прочла только теперь.
Агата Кристи оправдывает свое звание мастерицы детектива - умеет лихо, со всех сторон закрутить сюжет. Читать было интересно, до самого конца неясно, в чем дело, и мисс Марпл совершенно замечательна... но в том, кто оказался главзлом романа, мне видится несомненная мизогиния.
Вездесущий автор и многофокальность тут как тут, и очень уместно выглядят, к слову.) Меня всегда удивляла практика критиковать эту технику в фанфикшене. Втф, люди?! Почему авторке с миллиардными тиражами можно, а фанфикеркам - нет?
Главная сила Агаты Кристи - в том, как она описывает детали. Мелочи, прямо-таки зримые - события, вещи, людские повадки и особенности. Все в порядке с наблюдательностью и жизненным опытом. Немаловажно.
И роль актеров/актрис, в этом романе - несомненная. Но и в рассказах тоже. Думается мне, Агата Кристи была близка к театру не только как драматургиня. Как и большинству женщин, ей неминуемо приходилось играть в жизни.

Персонажки готических романов, от которых в некоторой мере "отпочковались" детективы, обычно делятся на две категории: 1) жертвы; 2) злодейки. Агата Кристи не ограничивается этими двумя категориями, у нее ведь, в конце концов, есть и мисс Марпл. Но мисс Марпл в том возрасте, который почитается согласно патриархальным канонам, "приравнивает" женщину к мужчинам.
Агата Кристи ни в коем случае не считает женщин пассивными и ни на что не годными. Но у мисс Марпл самой по себе в этом романе никакое расследование бы не получилось, главный сыщик в нем все равно мужчина. А другие женщины свою активность проявляют в злых делах. Не потому ли, что активны? "Неправильные" женщины.

Двояко отношусь к злодейкам в произведениях. С одной стороны, хорошо, что активные, субъектные. Спасибо за это! С другой стороны - почему активные женщины изображены "плохими"? Грр.

Полслова про рассказы.

"Шутки старых дядюшек" - про мисс Марпл, которую не желала слушать молодежь. Удивительно наблюдательную. Изюминка рассказа - опять же в характерах. Читается очень легко.

"Свидетель обвинения" - на что готова пойти любящая женщина, чтобы оправдать мужа-убийцу. Тема игры, актерства как защиты и через нее - самопожертвования. Страшная, ужасающая жертва. Не идите на такие, пожалуйста.

"Потерянный ключ" - а тут, как и в "Отеле "Бертрам", раскрывается тема скрытого брака. Почему-то ключевая для Агаты Кристи - или просто такая подборка. И да, тут есть Эркюль Пуаро.

"Коттедж "Соловей" - мой любимый рассказ. Балдела от него еще в детстве. Аликс Мартин живет с мужем в уединенном коттедже. Постепенно у нее появляются определенные насчет мужа подозрения. Ого, да он, оказывается, брачный аферист, убивавший всех своих прежних жен. Он и Аликс убьет - она уже вызвала на помощь влюбленного в нее хорошего Мужчину с большой буквы, но до его прихода надо как-то продержаться. А муж сильнее нее.
Тогда Аликс рассказывает мужу историю. О себе - серийной убийце, отравившей уже двух своих бывших мужей. Муж Аликс кричит - дескать, вот почему мой кофе горчил, ты меня отравила, как и их, - и умирает. По всей видимости, от сердечного приступа. Похоже, чувак оч боялся, что кто-то из его жен поступит с ним вот так, потому их и убивал. Что ж, поделом.
Не рой другому яму - сам в нее попадешь. Очень моя бабушка эту поговорку любила. Просто удивительно, учитывая, через что ей в течение жизни пришлось пройти. Жаль, что в последние лет двадцать рядом с ней не было меня, такой, как сейчас.
Это, на самом деле, очень интересный рассказ. Женщина подлаживается под мужчину настолько, что притворяется им, - но при этом ведет свою линию. И это его убивает, то, что она может быть такой же, как он. Актерство спасает Аликс жизнь - это ведь ее первое замужество, она лжет. Но муж хочет быть обманутым и потому верит.
Аликс - жертва, которая притворяется злодейкой. Только за счет этого и выживает. Вот такая смесь готических женских образов получилась.

Прочитала и перечитала с большим удовольствием.

16) Г. Уэллс "Машина времени. Война миров".
Книга издана в 1984-ом году, в московском издательстве "Художественная литература". Взяла ее когда-то из бабушкиного секретера.
Лет в 10-12 книга мне не пошла. И вообще, Уэллс тогда категорически не заходил. Я у него осилила "Человека-невидимку" - с большим трудом, потому что книга казалась ужасно скучной. Рассказы Уэллса тоже не понравились.
Могу объяснить, почему. Уэллс - "идейный" автор. У него мощные, проработанные, реалистичные идеи, но маловато эмоционального и событийно-конфликтного наполнения. Что до событий и конфликтов - Уэллс больше рассказывает, чем показывает, передает свои впечатления и суждения, а не позволяет читателю делать выводы самому. Что до эмоций, то они у Уэллса в основном сводятся к волевому преодолению - потому их спектр кажется бедным.
При этом Уэллс делает на диво точные заключения об отдельно взятых людях и социуме. И насчет волевого преодоления - он совершенно прав, это лежит в основе нашей природы. Не абстрактные рассуждения и копошение в чувствах, когда человек сыт и в безопасности, когда его базовые проблемы решены.
Другими словами, Уэллс - это о силе личности и ни о чем другом. Именно воля к жизни делает его идеи такими мощными, к этой жизни привязанными, но из-за того, что он отвергает саму возможность сомнений, его произведения кажутся суховатыми. Голая логика, мало оттенков.

Уэллс - из бедной семьи. Его отец и мать работали в прошлом садовником и горничной в богатом поместье, а позже стали владельцами небольшой лавки фарфоровых изделий. Но торговля почти не приносила дохода. В основном семья жила на деньги, которые отец зарабатывал игрой в крикет. Когда Герберту было 13 лет, отец сломал бедро и играть перестал. Уэллс начал зарабатывать себе на жизнь самостоятельно и наверняка столкнулся с немалым количеством трудностей. Не сомневаюсь, что у него была поддержка женщин, о которых история, как всегда, умалчивает - матери, обеих жен, поздней возлюбленной и не только. Но и сам он приложил немало усилий и труда, чтобы чего-то добиться. Думаю, волевое преодоление как основа для характеров его персонажей растет именно из этого.

Теперь про идеи - в "Машине времени" и "Войне миров".

"Машину времени" я тоже уже пыталась читать раньше, лет в 10-12. Не смогла, не показалось интересным. Не хватило социального опыта, чтобы оценить. На этот раз - хватило. Уэллс был потрясающе умный чувак. Прогрессивный для своего времени - во всех смыслах, и в технологическом/научном, и в человеческом. Правильные ценности, современные... в том, что не касается женщин. Мужской шовинизм из Уэллса так и прет: единственная женщина в "Машине" - это Уина, умственно отсталая, "как дитя". Она тусуется с ГГ, и его это полностью устраивает. Когда она умирает - он упоминает об этом вскользь, потому что ему нужно идти дальше. Выживать дальше.

Вместе с этим произведение трагическое, и личная трагедия от гибели Уины определенным образом общую трагедию усиливает. А она тут серьезная - ни много ни мало, вырождение человечества. Основная теория "Машины времени": человечество разделилось на высший и низший класс, низший класс поселился под землей, начал обслуживать высший. Потом у низшего класса закончилась еда, и он начал кушать представителей высшего. Высший класс же совершенно выродился, потому что сам ничего не делал. Низший класс (морлоки) заботится о высшем (элои), как люди об овцах. И ест этот высший класс - как люди овец. Вот такая перестановка получилась.

Для меня этот вывод был прямо-таки удивительным. В те же 12 лет я посмотрела фильм по мотивам "Машины времени" Уэллса. Он так и назывался, "Машина времени" (2002). Режиссер - Саймон Уэллс, правнук Герберта Уэллса. Так вот там все было показано совершенно иначе. Морлоки казались мировым злом, а не результатом эволюции, орками Саурона, от которых надо срочно спасать планету. Элоев не было вообще - их место заняли обычные люди, похожие на индейцев и живущие своим трудом. Сама "кастовая" система в фильме не существовала, было Добро и Зло. Однозначно, понятно. Без оттенков.

В оригинальном произведении оттенки есть. Да, морлоки едят элоев, но это - результат эволюции, и ГГ ничего не может с этим сделать. Только наблюдать. Будущее, которое он видит, трагично не из-за морлоков, которые захватили планету, а из-за того, что и они тоже выродились. Человечество окончательно себя изжило: вот что по-настоящему пугало Уэллса, не морлоки сами по себе. Лишнее подтверждение в пользу этой теории - фрагмент 11-ой главы "Машины времени", удаленный редактором издания 1895 года У. Э. Хенли. Фрагмент рассказывает о том, что ГГ увидел, когда сбежал от морлоков в будущее. После остановки он обнаружил, что все следы зданий исчезли, а по унылой равнине скачут и щиплют траву похожие на кроликов зверьки размером с терьера, покрытые серой шерстью. Путешественник убил одного камнем и понял, что это потомок человека. Вдруг из болота выползли гигантские многоножки, и Путешественник отправился в следующий день, где обнаружил останки человечка, съеденного, по-видимому, многоножкой.

Текст был удален из-за неприятного описания вырождения людей будущего, которые стали кормом для членистоногих. По мне, удалили этот фрагмент напрасно: он дает лучшее представление о точке зрения автора. Мне сразу вспомнилось "Извлечение троих" Стивена Кинга: именно членистоногие больше всего пугали Роланда. Чуть не убили. Думаю, без Уэллса там не обошлось, Кинг им явно вдохновлялся. Удивительно вообще видеть в фантастике Уэллса откровенно ужастиковые элементы.

Текстовая версия "Машины времени" понравилась мне прежде всего оттенками, тем, что лозунговости нет - в отличие от фильма, где все однозначно и так же однозначно хорошо заканчивается. Сила личности проявляется не в том, чтобы был ХЭ, а в том, чтобы бороться, несмотря ни на что, даже если ХЭ не предвидится. Путешественник по Времени Герберта Уэллса поступает именно так. Александр Вокс Саймона Уэллса больше похож на супергероя из комиксов.

Что еще интересно в книге - во-первых, повествование ведется от первого лица неизвестного. Именно с его точки зрения мы слышим рассказ Путешественника по Времени, сами ничего не видим. Во-вторых, Путешественник по Времени в конце отправляется в путешествие, из которого не возвращается уже три года. Что-то с ним, вероятно, случилось, что именно - мы не знаем. Этот художественный прием заметно усиливает интерес, и опять же - нет ХЭ. Открытый финал. В-третьих, сама личность Путешественника: он готов без колебаний убивать, он наслаждается мыслью об этом. Это ужасно. С другой стороны, в том, как к нему относятся современники, есть несомненная истина - очень точная формулировка. И поэтому к нему испытываешь сочувствие.

Цитата: "Дело в том, что Путешественник по Времени принадлежал к числу людей, которые слишком умны, чтобы им можно было слепо верить. Всегда казалось, что он себе на уме, никогда не было уверенности в том, что его обычная откровенность не таит какой-нибудь задней мысли или хитроумной уловки. Если бы ту же самую модель показал нам Филби, объяснив сущность дела теми же словами, мы проявили бы значительно больше доверия. Мы понимали бы, что им движет: всякий колбасник мог бы понять Филби. Но характер Путешественника по Времени был слишком причудлив, и мы инстинктивно не доверяли ему. Открытия и выводы, которые доставили бы славу человеку менее умному, у него казались лишь хитрыми трюками. Вообще достигать своих целей слишком легко - недальновидно. Серьезные, умные люди, с уважением относившиеся к нему, никогда не были уверены в том, что он не одурачит их просто ради шутки, и всегда чувствовали, что их репутация в его руках подобна тончайшему фарфору в руках ребенка" (с).

Думаю, такое отношение знакомо каждому. Ведь у каждого есть что-то, что легко дается и оттого не ценится/не воспринимается всерьез.
Именно оно делает мотивацию Путешественника более реалистичной, чем мотивация Александра Вокса, упирающаяся в женщину в холодильнике.
Скорее всего, именно потому - и еще потому что Уэллс был против сохранения "рабочего" класса как такового, разделения на правление и прислугу, - мне так понравилось это произведение. За счет сравнения с фильмом. Не смотрела бы фильм - и впечатления были бы другими, наверняка хуже.
Сомневаюсь, однако, что при отрицании прислуги Уэллс обслуживал себя сам - как велят современные ценности.

Еще интересный момент - насчет гендера и семьи в патриархальном ее понимании. Как обладатель двух ученых степеней по биологии, Уэллс отлично понимал, что все это просто социально обусловленные штуки, с биологией самой по себе не имеющие ничего общего: "При виде довольства и обеспеченности, в которой жили эти люди, сходство полов стало мне вполне понятно. Сила мужчины и нежность женщины, семья и разделение труда являются только жестокой необходимостью века, управляемого физической силой. Но там, где народонаселение многочисленно и достигло равновесия, где насилие - редкое явление, рождение многих детей нежелательно для государства, и нет никакой необходимости в существовании семьи. А вместе с тем и разделение полов, вызванное жизнью и потребностью воспитания детей, неизбежно исчезает. Первые признаки этого явления наблюдаются и в наше время, а в том далеком будущем оно уже вполне укоренилось" (с).

Напомню - это первое серьезное произведение Уэллса, 1895 год. Ему 29 лет, и пишет он больше 120 лет назад!
Очень правильные и современные выводы.

Правда, в "Машине времени" насчет элоев эти выводы оказываются неверными. Между элоями нет гендерных различий, чтобы не могли сопротивляться морлокам. Так что толковать можно двояко. Тем не менее, то, что пишет Уэллс о семье и гендере, остается актуальным - именно для его времени (и нашего, естественно). Не для элоев.

Удивительно, что я так много написала о "Машине времени", притом, что "Война миров" объемнее.

О самой "Войне миров" мало что могу сказать. Это прежде всего роман про войну, он не фантастический в том плане, что не картинный, не имеет ничего общего с яркой, парадной стороной космоопер. Думаю, именно таким контрастом обусловлен позднейший успех "Звездных войн". Все устали от серьезности, от мучений, страданий, лишений. Хотелось вот такого парадного и яркого.

"Война миров" больше напоминает Ремарка и Хемингуэя, чем космическую фантастику. Тут не про героизм, а про ужасы войны - и стремление выжить любой ценой. Про беспомощность человека перед такими потрясениями, как война. Про готовность сойти с ума - на три дня ГГ именно с ума и сходит, когда ему кажется, что он остался совсем один. Про то, что враг - всегда "чужой", пришелец, "марсианин", и про то, какой ужас этот безликий враг, которого толком даже нельзя изучить, вызывает.

Стивен Кинг явно внимательно читал Уэллса - чувство личного страха у него очень похоже. И красная трава. На этот раз мне вспомнились "Томминокеры" Кинга.

Есть в "Войне миров" еще точные суждения о людях. Во-первых, муки могут толкнуть человека на самые страшные поступки. Во-вторых, тот, кто кажется героем, с большой вероятностью просто любит болтать и может обеспечить разве что личное выживание, как крыса. Опять подземные коммуникации - Уэллс презирает морлоков, тех, кто умеет выживать, и показывает, что в итоге такие "выживающие" совершенно вырождаются... при этом его герой сам твердо настроен выжить. Только по-своему.

Главный прикол, случайность, благодаря которой спаслось человечество в "Войне миров", я уже знала. Можно сказать, что он - именно в нашей воле к жизни. "Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы, а для многих из них, как, например, для бактерий, порождающих гниение в мертвой материи, наш организм совершенно неуязвим. На Марсе, очевидно, не существует бактерий, и как только явившиеся на Землю пришельцы начали питаться, наши микроскопические союзники принялись за работу, готовя им гибель. Когда я впервые увидел марсиан, они уже были осуждены на смерть, они уже медленно умирали и разлагались на ходу. Это было неизбежно. Заплатив биллионами жизней, человек купил право жить на Земле, и это право принадлежит ему вопреки всем пришельцам. Оно осталось бы за ним, будь марсиане даже в десять раз более могущественны. Ибо человек живет и умирает не напрасно" (с).

Адаптация - то, что позволяет выживать, как ее ни презирай... но этот момент можно трактовать и по-другому.
Марсиане - захватчики. Выживали они таким образом или нет, они начали уничтожать других разумных существ, бессмысленно. Они сочли себя вправе убивать их и питаться их кровью. Потому и были наказаны.
Зло пожирает себя само - такой вывод.

В контексте того, как именно питались марсиане - интересно отношение Уэллса к человеческой физиологии. "Нельзя отрицать физиологических преимуществ способа инъекции, если вспомнить, как много времени и энергии тратит человек на еду и пищеварение. Наше тело наполовину состоит из желез, пищеварительных каналов и органов разного рода, занятых перегонкой пищи в кровь. Влияние пищеварительных процессов на нервную систему подрывает наши силы, отражается на нашей психике. Люди счастливы или несчастны в зависимости от состояния печени или поджелудочной железы. Марсиане свободны от этих влияний организма на настроение и эмоции.
То, что марсиане предпочитали людей как источник питания, отчасти объясняется природой тех жертв, которые они привезли с собой с Марса в качестве провианта. Эти существа, судя по тем высохшим останкам, которые попали в руки людей, тоже были двуногими, с непрочным кремнистым скелетом (вроде наших кремнистых губок) и слаборазвитой мускулатурой; они были около шести футов ростом, с круглой головой и большими глазами в кремнистых впадинах. В каждом цилиндре находилось, кажется, по два или по три таких существа, но все они были убиты еще до прибытия на Землю. Они все равно погибли бы на Земле, так как при первой же попытке встать на ноги сломали бы себе кости" (с).

Он стремится избавиться от слабостей физиологии и вроде как даже завидует марсианам, полностью состоящим из мозга, конечностей, глаз и ушей, способным общаться телепатически. При этом признает, что именно такой физиологией объясняется чрезвычайный эгоизм марсиан: они не знают слабостей, не могут их почувствовать, а потому и видят в других разумных существах только то, что можно использовать. В общем, слабости совершенно необходимы, чтобы не зазнаться и не превратиться в зло - такой посыл.

Уэллса явно тревожит перспектива развития космоса - как того, что кто-то явится к нам, так и того, что нам самим придется отправляться в космос, когда ресурсы планеты будут исчерпаны. Он смотрит сильно наперед: нельзя сказать, что его тревоги неактуальны сейчас.

Я очень рада, что в "Войне миров" автор пощадил жену ГГ. Это для меня была большая неожиданность.
Еще интересный прием - Уэллс пишет не только о ГГ, но и о приключениях его брата, потому что понимает: один ГГ всего знать и видеть попросту не мог. Брат нужен для лучшей картины - причем личной, не из новостных сводок.

Роман издан в 1897-ом году, еще до обеих мировых войн. Но содержит явственное предупреждение насчет них: люди творчества всегда чувствуют перемены.
Уэллс умер, когда две мировые войны уже были закончены, в 1946-ом. В предисловии к изданию "Войны в воздухе" 1941-ого года Уэллс писал, что его эпитафией должна стать фраза "Я вас предупреждал. Проклятые вы дураки. (I told you so. You damned fools)". Думаю, в 1946-ом он бы написал иначе.

Он недожил буквально месяц до 80-ти лет - почтенный возраст, тем более, в его время. Интересно было бы почитать и другие его произведения - думаю, у Уэллса определенно есть чему поучиться.

Не могу сказать, что прочитала с большим удовольствием, но с огромным интересом - факт.
Вообще, не самое приятное и жизнеутверждающее чтиво. На прочитать и отвлечься точно не пойдет, забалдеть можно разве что церебрально.))

17) А. Лавренишина "Дремучий лес".
Литературная сказка на 256 страниц. Не фэнтези, именно сказка, со всеми ее архетипами и особенностями по Проппу.
Тяжелая, страшная. Современные подростки, живущие в таких же ужасных условиях, как главные герои, вряд ли будут ее читать. Им обычно не до чтения. А подростки с лучшими жизненными условиями не оценят. Негативного опыта не хватит. Сказка для взрослых. Но небеспросветная, несмотря на жуткое чувство внутренней несвободы, которое меня преследовало, пока читала - как в советской прозе.
Подробнее про сказочные архетипы - в моей статье на сайте электронного журнала "Світ фентезі".
Авторка говорит, статья очень глубокая. Спасибо ей большое за теплые слова :heart:

@темы: флэшмобы, из литературной жизни, из жизни

URL
Комментарии
2018-04-27 в 19:15 

Силури
Феерия в последней серии
Презентация этой книги, 17 апреля 2018 года, была последней при жизни Сергея Семеновича. Сочувствую. Когда сообщение о смерти знакомого исключительно по интернетам человека встретишь, сидишь пришибленный. А тут знакомый лично и уважаемый человек...

2018-04-27 в 20:04 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Силури, спасибо :heart:
Замечательный человек был. Как никто умел заставить поверить в собственные силы - не только творческие и не только меня. По нему несколько поколений студентов плачет, да и преподавателей тоже, и просто друзей-знакомых из самых разных сфер.

URL
2018-05-11 в 12:40 

Моргаер
Emperor protects.
Н. Гербиш "Теплые истории к шоколаду".
А не подскажете, - на русском она существует? Все поисковики выдают только украинский вариант...

2018-05-11 в 14:23 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Моргаер, только на украинском. :(
Если оч заинтересовались, попробуйте - моя мама большую часть жизни прожила в России, говорит и пишет тоже только по-русски, но взялась читать на украинском при нулевых практически знаниях языка - и сейчас вовсю читает и на русском, и на украинском.))

URL
2018-05-28 в 21:16 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
О. Клеон "Кради как художник".
Какие интересные цитаты.
Ничего оригинального не существует. Стремление к абсолютной оригинальности - главное заблуждение дилетанта. В музыке ограниченное количество нот, в литературе - сюжетов. Весь вопрос в том, как их скомбинировать и какую энергию вдохнуть.
Каждая новая идея - всего лишь смесь прежних идей. Хороший пример - генетика.

Я только недавно приняла это для себя. Прикинула и поняла, что почти все понравившиеся мне авторы просто удачно интерпретировали старые идеи, шаблоны и архетипы. Наполнили их своим талантом и мастерством и вуаля! Волшебство свершилось. И внутренний запрет "я не умею создавать оригинальных персонажей и миры" наконец-то снят.:)

2018-05-28 в 22:17 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Naians, и книга замечательная :heart:
почти все понравившиеся мне авторы просто удачно интерпретировали старые идеи, шаблоны и архетипы. Наполнили их своим талантом и мастерством и вуаля! Волшебство свершилось. И внутренний запрет "я не умею создавать оригинальных персонажей и миры" наконец-то снят. - так и есть) Здорово, что с запретом удалось разобраться. ;)

URL
2018-05-28 в 22:20 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
Laora,
Слушай, а твоя книга только на украинском языке? А рассказы?

2018-05-28 в 22:33 

Shaman-QueenYu
Красота приводит нас в отчаяние, она - вечность, длящаяся мгновение, а мы хотели бы продлить её навсегда (с)
Можно утащить цитаты и мысли О. Клеона в свой днев? :shy:

2018-05-29 в 16:26 

Лайверин
Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Присоединяюсь к вопросу.)

2018-05-30 в 15:30 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Naians, перевод книги на русский уже закончен, осталось только отправить в электронное издательство :eyebrow:
Рассказы - у некоторых нет русского варианта. Практически все, что на русском, лежит на дайри)

Shaman-QueenYu, Лайверин, конечно, можно) :heart:

URL
2018-05-30 в 18:43 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
Laora,
О, маякни тогда, куплю, почитаю.)

2018-06-01 в 14:35 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Naians, ОК))

URL
2018-07-04 в 20:20 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
"Коттедж "Соловей" - мой любимый рассказ.
Я тоже его обожаю. Восхищаюсь героиней и тем, как она справилась со смертельной опасностью.
Обожаю, когда герои побеждают за счет ума, а не силы.:heart:

2018-07-05 в 03:05 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Naians, :buddy:
Я этот рассказ прочитала лет в десять и тогда чуть героине не поверила)) В том, что она убивала мужей. Убедительно вышло.)

URL
2018-07-21 в 00:50 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
Л. Даймонд "Сладкое искушение".
А как полное имя автора? А то гугл выдает только Стеллу Уайтлоу("Она приехала на экзотический Барбадос, чтобы начать новую жизнь — жизнь решительной бизнес-леди, готовой рисковать и бороться во имя успеха. Однажды пережив мужское предательство, она и слышать ничего не хотела о любви. Он должен был стать ее деловым партнером — но вместо этого стал обольстительным искусителем и пылким, страстным возлюбленным, вернувшим ей радость и надежду…") - это оно? А то меня заинтересовала именно тема похудения, как приобретения уверенности в себе.

2018-07-21 в 00:58 

Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Naians, Люси)). Про похудение там правда оч здорово, но я не знаю, есть ли эта книга на русском и если есть, то как называется. Сама читала на инглише, ссыль на лайвлиб на всякий.

URL
2018-07-21 в 01:09 

Naians
Отсюда нет выхода.(с)про фандомы
Laora,
Эх, похоже нет на русском. Жалко.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Множество граней самоанализа

главная