Laora
Милосердие выше справедливости (с)
Буду кратко писать про каждую из прочитанных книг - и периодически поднимать запись. : ))

1) С. Оксеник "Лесом, небом, водой. Книга 3. Инженер".
О предыдущих двух книгах трилогии можно прочитать здесь.
Что мне понравилось в третьей части: новая сюжетная линия, наша современная, головокружительно интересная, в духе шпионских романов. И Киев в ней очень узнаваем, и много точных наблюдений о людях, и отсылки на "Профессию" Азимова порадовали.
Что мне не понравилось: автор убил Помидору, "убил" одну из Лель, убил Любу, убил дочку и жену Губченка. Вообще, жестоко с женщинами обошелся. А Маричку Лысый у нас теперь вообще боится.
И да - все же я бы предпочла вариант, в котором Губченко сумел бы спасти свою историю. Чтобы Лысый и его история остались всего лишь версией реальности, которая так и не осуществилась.
Эта книга более жестокая, чем две предыдущие, и совершенно не сказочная, но при этом очень увлекательная. Не рискну сказать, что она для детей или даже подростков - слишком много горечи.
Замечательный язык, и видно, что труда в трилогию было вложено просто море. Но горько, несвободно. Может, как и в жизни, не знаю. Не хотелось бы воспринимать жизнь такой.
Стеб над Лесей Украинкой в деле, и снова - эти "чужие", опасные женщины. Если не жертвуют собой - чужие.

2) А. Левкова "Старшеклассница. Первокурсница".
Первые 90 страниц было очень интересно читать - вспоминалась собственная юность. У нас в школе тоже была 12-балльная система оценивания, например. И тоже учиться было ой как непросто. Правда, и поддержки со стороны педколлектива или одноклассников было куда меньше.
Потом меня начали изрядно утомлять парни главной героини. С 15 по 17, почти 18, лет, она будто только об одних парнях и думает. Они бодрым табуном маршируют по страницам и в конце концов надоедают хуже горькой редьки. В перерывах между бесконечными парнями и любовными страданиями (девушка 3 года не могла признаться в чувствах парню, с которым вообще чуть было не начала встречаться еще в начале книги) мы получаем хороший заряд современной реальности, присыпанный реалиями 2004 - годом выпуска героини из школы. Реалии актуальны, но в таком изложении превращаются в лозунги, грубеют.
Ира Р. сказала, что финальный парень героини, Лили, - картон картоном. По-моему, он единственный не имеет реального прототипа - чтобы героиня одна в конце не осталась (разве такой поворот сделал бы ее ущербной?). Он говорит именно то, что героиня хотела бы услышать, при этом для сюжета не имеет особого значения.
Героиня паршиво относится к женщинам. У нее много подруг, но как-то все мимо. В начале книги она утверждает - и мне это очень понравилось - что не хочет встречаться с парнем, который к ней неровно дышит, потому что в парня влюблена ее подруга. Потом выясняется, что дело не в подруге - он ей сам по себе не нравится. Хотя она честно проверяла, получится с ним что-то или нет. Еще одна подруга оказывается совершенно необязательной - "я уже не так к ней привязана", а одна, к которой авторка с самого начала относится с неприязнью, в дальнейшем целых полтора месяца встречается с тем чуваком, которому героиня все не решалась признаться. Вот вам и причина изначальной неприязни. Еще одна девушка предстает обманщицей, которая чуть ли не в секту заманила (по факту - ничего похожего, там и правда сама героиня протупила), соседка по комнате не моет посуду, и только киевская подруга идеальна - потому что никогда не спорит, наверное. Впрочем, в сюжете ее роли тоже нет. Реальных подруг в нем меньше, чем размышлений о парнях. И, конечно, меня не могло не задеть, как героиня высказалась про нежно любимую мной Скарлетт О'Хару.
Роман построен как дневник, без сомнения, литературно обработанный. Но по сути это мемуары, а не художественная литература.
Очень классная старшая сестра у Лили. Мне бы такую)) И метод лечить нервы посредством сала и соленых огурчиков - определенно наш, сама так поступаю.
В романе есть Киев и есть универ, в котором я училась. Это правда наш универ - я поступила в него на три года позже, за это время мало что изменилось.
Еще там есть фраза в духе - женщина, ясное дело, должна быть умной, а не глупой, иначе не стать ей женой умного мужчины. Так ум нам только для этой цели нужен?! Есть много возмущений сутью успеха - типа, вот зачем успех, нет золотой медали - и не надо, каждый важен на своем месте, не хочу я за границу, я, может, просто хочу быть хорошей мамой. При этом деньги как составляющая успеха не осуждаются.
Конечно, каждый человек вправе сам решать, кем ему быть. Но как-то эта мысль в романе теряется, за всеми осуждениями успеха как такового. Тут бы поправить идею, проговорить ее иначе - не успех осуждать, а попытки его добиться, занимаясь тем, что не нравится. Но в романе идея читается в другом виде: и карьеристы тут гады, и перфекционисты неправы, и, получается, успешные люди = плохие люди. А это не так. И вообще, очень много оправдания себя за счет других. Нет попыток понять другую сторону. Затравить кого-то вместе, выселить - это хорошо.
Многие моменты повисают в воздухе. Даже для олитературненных мемуаров - странно. В мемуарах "Черный - это цвет" Гризелидис Реаль совершенно другой размах, там есть живые люди, роман проникает в читателя, запоминается, трогает. Гризелидис можно понять, она затрагивает общечеловеческие темы, у нее потрясающий жизненный опыт.
Анастасию Левкову, притом, насколько, казалось бы, близки наши реалии, я понять не могу.
Наверное, просто потому, что я не целевая аудитория для книги.
запись создана: 28.01.2018 в 17:29

@темы: из жизни, из литературной жизни, флэшмобы